Иса: практика раскрытия умолчаний

Автор: | 23.02.2013

Руна Иса, внезапно начав говорить о недвойственности и совпадении Атмана и Брахмана, в результате дала нам практичную, конкретную и эффективную практику самопознания простейшего и элементарного уровня. Хотя и нельзя назвать ее легковыполнимой.

Руна Иса об умолчаниях

О: Молчание и говорение – это фрактальное отражение отсутствия и присутствия; они сначала познаются порознь, а потом сходятся. Это если следовать вашей системе представлений – а она дуальная! Если вы захотите вписаться в модную нынче концепцию недвойственности, то с этим вы не проедете.
В: Да я что-то не знаю, хотим ли мы вписаться в концепцию недвойственности… А там как это все будет выглядеть?
О: Ты отсутствуешь, потому что тебя нет, потому что ты един с Атманом-Брахманом. Именно поэтому ты отсутствуешь, а присутствуешь ты потому, что он есть. У него – бытие, сознание, блаженство, т.е. он есть. Вследствие твоей неразделимости с ним ты отсутствуешь и вследствие той же неразделимости ты присутствуешь. И поэтому присутствие и отсутствие – на самом деле одно и то же. С одной стороны, нужно понимать, что это лишь концепции – т.е. слова, и это могут быть противоположные описания одного и того же. А с другой стороны, надо же понимать, что за этими описаниями лежит то, как вы будете действовать, в каком направлении ориентироваться. Т.е., с одной стороны, это вроде бы пустота, а с другой – она имеет реальную силу, и это надо учитывать. Чего именно вы будете придерживаться, что лежит на фоне ваших рассуждений, выборов, предпочтений? Вещи, которые считаются базовыми, очевидными, очень полезно проговаривать – часто. Проговаривать как можно больше и как можно чаще. Что я забыл сказать в фразе такого, что создает в ней какой-то фон, какое-то умолчание, что-то очевидное? И если вы будете честно делать эту практику, она будет очень плодотворной. Вдруг докопаетесь до таких оснований, что…
В: Надо спрашивать: «что в этой фразе такого, что имеется по умолчанию»?
О: Когда вы говорите что-нибудь, думаете или делаете – то исследуйте это как акт. В этом акте что-то вы называете для себя или других вслух – обычно то, что вы хотели сказать. А есть какие-то вещи, которые вы не говорите, потому что они якобы понятны по умолчанию. Они существуют в фоне сказанного. Соответственно, вам надо их вытянуть из фона в фигуру. Чтобы то, что по умолчанию, о чем умалчивается, было проговорено, хотя бы для себя, осознанно. Но и в этой ситуации что-то остается, более фундаментальное! И так вы дойдете до какого-то предела.
В: До самого фундаментального?
О: До самого фундаментального сразу не получится – работает сопротивление, да и не стоит себя насиловать, просто нужно доходить до того, где вы чувствуете, что уже дальше я не могу, у меня начинает плавать: что же все-таки я там не сказал? И анализируйте – до тех пор, пока не обнаружится самое последнее фундаментальное умолчание. И вы получите немало удивления от того, на каких вещах вы стоИте – про которые вы думали, что вы не на них стоИте.
В: Я понимаю о чем речь, особенно в свете наших последних обсуждений отношений с другими людьми.
О: Например, да! Вы думали, что вы такие белые и пушистые, что стоите на прекрасных принципах – уважение к людям и прочее, а по факту вы стоите совсем не на этих благородных принципах, а на чем-то другом. Но даже когда вы это видите, то все равно не признаете как то, на чем вы стоите…

Мы назвали это «практикой умолчаний» и какое-то время очень активно ее делали. Да и сейчас то и дело к ней возвращаемся – очень помогает разруливать конфликты и недоразумения, возникающие в совместной работе.
Что ты хочешь сказать, когда говоришь мне вот это? Что ты подразумеваешь? Что ты не проговорил, что оставил за кадром, когда говорил или делал вот это? Открываются действительно неожиданные вещи!
В умолчаниях заключено много лжи, которую не принято считать ложью. Главным образом потому, что она невольная, бессознательная. У каждого из нас есть что-то, что принимается «по умолчанию»: принципы, привычки, культурные или семейные стереотипы, модели поведения или восприятия. Из них мы оцениваем происходящее и то, что слышим от окружающих. Из них мы отвечаем, реагируем. И как бы не подозреваем этого. Хотя и точно знаем при этом, откуда мы реагируем!
Умолчания, как правило, защищены эмоциями. Как только кто-то уличает нас в том, что мы говорим не совсем то, что хотим сказать, мы начинаем защищаться – возмущаться, негодовать, взывать к высшим авторитетам, а также к лучшим чувствам уличителя, к его любви и уважению по отношению к нам, уличенным. Целый фонтан эмоций и страстей, который основательно запудривает суть, безотказный слезоточивый газ, после применения которого вообще ничего уже не понятно. Зато умолчание осталось при нас и не раскрыто!
Практика умолчаний заключается в первую очередь в дистанцировании от эмоций. Да, я разгневан, опечален или раздражен, ладно. Но что все-таки скрывалось под тем, что я сказал? О чем я умолчал? Требуется некоторая сознательная трезвость, чтобы не опьяниться эмоциональным каскадом и честно ответить себе – и партнеру.

Бытовой уровень умолчаний, который прорабатывается практически в любой психотерапии. А есть еще фундаментальные умолчания, онтологические, которые определяют цели и направления движения по жизни. Это некие культурные смыслы, переданные «по умолчанию», заставляющие нас избирать одно и чураться другого. Например, почему мы выбираем эту веру, а не иную? Почему нас влечет эта религия, а не та? Или почему мы остаемся безрелигиозными? Обычно люди не исследуют эти вопросы, несмотря на их сверхсложность и сверхважность. Почему-то принадлежность к той или иной конфессии или атеистическая ориентация представляются самоочевидными – и объясняются, как правило, эмоциональными факторами. «Меня туда влечет». «Мое сердце откликается» «Я не могу себя заставить пойти в церковь». И т.п. Вопрос «почему» представляется излишним. Хотя это фундаментальный вопрос, определяющий самые основы существования. Но чтобы до него добраться и найти свои фундаментальные умолчания, нужно сначала продраться сквозь череду более мелких, повседневных, привычных. Сквозь гигантские завалы мелкой лжи, которую мы не считаем ложью…

Дополнительные материалы сессии с Руной Иса:
Метафора-дискета
Отсутствующий отбрасывает тени
Лекарство от медитаторской шизофрении
Что есть Истина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *